Кем нужно работать казахстанским школьникам в 2021 году. Выбираем профессию правильно

40

Казахстанский бизнес-тренер поделился советами, которые пригодятся как школьникам, так и их родителям.

Выбор профессии – это очень важный и ответственный шаг, к которому необходимо подойти со всей серьезностью. Для этого попробуем разобраться, как правильно ее выбрать, чтобы она приносила не только материальное, но и моральное удовлетворение. 

Бизнес-тренер, преподаватель Самат Панов в беседе с корреспондентом Liter.kz отметил, что существует несколько основных барьеров, которые мешают казахстанским школьникам в выборе профессии. По его мнению, современные дети, несмотря на изобилие информации в интернете, слабо информированы о «мире профессий» и находятся под влиянием окружающих людей.

Кем эффективнее всего работать в 2021 году?

Некоторые профессии теряют актуальность. Есть и те, что находятся под угрозой вымирания. К примеру, по одним оценкам, профессия «курьер» скоро исчезнет, но в условиях пандемии коронавируса мы видим, что спрос на курьеров резко вырос.

«Молодые ребята должны понимать, что некоторые профессии имеют высокий потенциал роста, некоторые профессии стабильны на ближайшие 20-30 лет, а некоторые будут потихонечку отмирать. Исходя из этого, я бы посоветовал в первую очередь обратить внимание не на профессии, а на направления. Потому что внутри направлений некоторые профессии могут умирать, а некоторые, наоборот, расти», — поделился специалист.

Топ-6 направлений, на которые стоит обратить внимание:

  1. IT-рынок. Среди специалистов IT-профиля рынок труда будет больше всего нуждаться в мастерах по таргетированной и контекстной рекламе, e-mail-маркетологах, SMM- и SEO-специалистах, программистах, разработчиках мобильных приложений, аналитиках Big Data, высококвалифицированных инженерах, специалистах по развитию HR-бренда.
  2. Медицина. Пандемия коронавируса показала, что работа врачей и медперсонала почетна и востребована. Поэтому те, кто решит связать себя с медициной, не останутся без дела. Среди популярных в медицинской сфере специальностей – инфекционисты, фтизиатры, хирурги-онкологи, врачи-косметологи, гинекологи и эндокринологи.
  3. Архитектура и инженерия. Экономить тепло и электричество скоро повсеместно будет считаться не просто хорошим тоном, а необходимостью. И это гораздо легче делать, проживая в «пассивном» или энергонулевом доме, то есть в здании, сконструированном так, чтобы помогать своим хозяевам максимально беречь ресурсы. Для этого потребуются специалисты из сферы архитектуры и инженерии.
  4. Образование. В 2020 году, когда многие учебные заведения ушли в онлайн, привычная профессия преподавателя трансформируется в ментора или персонального коуча. В ближайшем будущем дистанционное обучение станет нормой для получения знаний и построения успешной карьеры.
  5. Сервис. Человек в сервисе останется в любом случае. Лучшие компании всегда будут предлагать альтернативу: если хотите самостоятельно приобрести товар, чтобы вас никто не трогал, тогда вам к роботу, а если хотите пообщаться, задать вопросы, получить консультацию – вам нужен консультант. Альтернатива будет формализованной и вместе с тем совсем ненавязчивой: например, в магазине будет вывеска о том, что есть консультант и, если вы хотите что-то узнать, посоветоваться, можете подойти к нему.
  6. Психология. Известна следующая закономерность: чем более комфортной становится жизнь людей, тем чаще люди начинают создавать и придумывать себе психологические проблемы. Учитывая это, люди в будущем не смогут обойтись без психологов. Будущее психологии – за психологией, умеющей зарабатывать деньги. Но лучшие специалисты будут зарабатывать деньги, думая о долгоиграющих последствиях своей работы, о своем вкладе в сохранение людьми здравого смысла, уважения к науке и доверия к разуму.

Помимо выбранного подростком направления, стоит обратить внимание на развитие навыков, считает Самат Панов.

«Сегодня молодому человеку стоит развивать свои навыки, среди них soft skills («гибкие навыки» — в переводе с английского), то есть решение жизненных задач и умение работать с другими людьми, умение анализировать информацию. Также сегодня важны навыки программирования, ораторское искусство и так далее», — отметил он.

В завершение Самат Панов сказал, что сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая интересная и привлекательная, доступная, плюс посильная с учетом возможностей человека, его способностей, состояния здоровья, уровня знаний и умений. Поэтому самое главное при выборе профессии – учесть свои склонности, способности и интересы, сюда же относится востребованность выбранной специальности на рынке труда.

Как правильно подойти к выбору профессии?

До подросткового возраста большую роль играют родители, так как ребенок зависим от них. Именно поэтому они должны способствовать тому, чтобы ребенок попробовал себя в разных видах деятельности: спорт, интеллектуальные кружки, творчество и другое.

«Где-то до 12-13 лет ребенку желательно попробовать как можно больше различных кружков, секций. Тогда уже ребенок будет понимать, что у него есть выбор и остановит его на чем-либо», — объяснил бизнес-тренер.

После этого, начиная с подросткового возраста, необходимо изучать «мир профессий», проводить анализ, мониторинг и оценку внешней и внутренней среды.\

«Есть такая формула — «Хочу, могу, надо». Подростку нужно понять, чего он хочет добиться с профессиональной, личной и карьерной точки зрения: сколько зарабатывать; где жить; где работать. Он должен задать самому себе вопрос: «Хочет ли он быть наемным работником? Или индивидуальным предпринимателем, или иметь творческую профессию, либо он хочет быть узким специалистом?» После этого, определив несколько направлений, из них выбирать ту профессию, которая более-менее будет удовлетворять потребностям, интересы и желания самого подростка», — поделился советом Самат Панов.

Ко всему прочему тренер подчеркнул, что профессия должна иметь потенциал и перспективу, так как некоторые из них теряют свою актуальность.

Что или кто поможет в выборе профессии?

Родители

В выборе профессии помогут родители. Они, как правило, знают сильные и слабые стороны своего ребенка, его интересы и склонности — могут дать хороший совет в выборе дела всей жизни (или значительной ее части).

Практика

Если в теории подросток понимает, что из себя представляет профессия, которая ему нравится, не стоит спешить делать выбор в ее пользу. Необходимо «примерить» профессию на себя, желательно пройти практику, то есть побывать в офисе или в больнице, если подросток, скажем, хочет стать врачом. Это позволит ему максимально погрузиться в профессию, понять ее суть, узнать, чем придется заниматься в течение дня и какие задачи предстоит решать.

«Когда я учился в школе, то готовился поступить в пограничное училище в Алматы, хотел стать пограничником. В 10 классе дядя свозил меня в свою воинскую часть, где я, пробыв неделю, понял, что это не мое. Я до сих пор благодарен своему дяде за то, что у меня была возможность пожить в казарме и посмотреть, из чего состоит быт и жизнь офицеров», — рассказал свою историю Самат Панов.

Профориентация

Еще один способ, позволяющий по интересам и склонностям человека определить его будущую профессию, — это научный подход через тесты и содействие профориентаторов, тренеров по личностному развитию. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного единственного теста невозможно: современные методики включают тесты или специальные задания, которые курируют психологи. Суть тестов не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит или не подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Тесты помогают понять, какие способности и желания есть у подростка сейчас, и как реализовать их в профессиональной деятельности. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени.

Одна профессия — одна жизнь? Можно ли будет ее поменять?

Бизнес-тренер, отвечая на этот вопрос, отметил, что школьники плохо представляют себе, каков окружающий мир, особенно «мир профессий».

«Они слабо понимают себя, есть проблема самоопределения. Это, безусловно, влияет на осознанность выбора профессии. Конечно, есть уникумы, которые выбрали профессию на всю жизнь. Они, возможно, со школьной скамьи знали, кем хотят быть, и в рамках данной профессии двигаются всю жизнь, строят карьеру», — сказал Панов.

На его взгляд, сегодня очень сложно выбрать одну профессию на всю жизнь. Нужно постоянно переучиваться, получать дополнительные знания. Это связано с тем, что мир не стоит на месте, постоянно меняется. Современному человеку необходимо подстраиваться под него — улучшать свои навыки и знания.

«Можно уйти в смежные профессии или кардинально поменять профессиональную траекторию. К слову, профессию можно поменять в любом возрасте. Конечно, чем старше становишься, тем физиологически, интеллектуально сложнее это сделать. Но я думаю, что более-менее оптимальный возраст для смены профессии — до 50 лет. И после 50 лет можно сменить ее, но сделать это будет намного сложнее», — заметил он.

Бизнес-тренер подчеркнул, что, если человек чувствует неудовлетворенность текущей профессией, не стоит терпеть или бояться изменений, нужно искать способы сменить ее. Чем быстрее человек решится уйти с нелюбимой работы, заменив нелюбимую профессию на ту, которая будет больше его удовлетворять, тем качественнее и лучше будет его жизнь.

К слову, никто не говорит, что нельзя совмещать различные умения. Для этого необходимо развивать в своей деятельности многозадачность.

Что делать, если родители настаивают на одной профессии, а я хочу выбрать другую?

В данном случае, по мнению Самата Панова, если вы уверены в своем выборе, можете его качественно аргументировать и готовы нести ответственность за последствия решения, настаивайте на своем мнении (рекомендация школьникам — прим. ред.).

«Если подросток не уверен в том, что он сделал правильный выбор, а родители дают аргументы в пользу профессии, которая, по их мнению, вам подходит, лучше прислушаться к ним. Но в идеале ребенку нужно самому выбирать профессию и заранее знать, кем он хочет стать», — отметил наш собеседник.

Выбор профессии является одним из первых самостоятельных решений, которое необходимо сделать. Однако существует и физиологическая причина, которая может оказаться барьером на пути к осознанному выбору.

«Префронтальная кора головного мозга формируется где-то до 25 лет. Это как раз та часть мозга, которая отвечает за планирование, принятие решений, критическое мышление и так далее. Поэтому я рекомендую подростку заранее начинать думать — может, в пятом классе, а, может, и раньше, кем он хочет стать. Задача родителей — поднимать этот вопрос, но не форсировать, не давить на ребенка. Мой старший сын самостоятельно выбрал профессию. Когда у нас были разговоры на эту тему, я спросил: «Почему он выбрал именно эту профессию?» Сын дал аргументы, привел доводы, доказал, что это его осознанный выбор, и сейчас думает о второй профессии, которую хочет освоить для того, чтобы быть более успешным в будущем», — рассказал эксперт.

Как отличить свои желания от навязанных?

Некоторые люди способны счастливо и гармонично жить по правилам общества, у других же все хорошо, но не покидает тревога о принятых решениях. Как определить, идем мы собственным жизненным курсом или следуем чьему-то еще.

Если вы столкнулись с такой ситуацией, то наш эксперт советует чаще разговаривать с собой. Можно выполнить несколько упражнений:

  1. Остаться одному в тишине, чтобы никто не мог вас отвлечь. Взять лист бумаги. Разделить его на две части. На одной стороне написать свои мечты и желания, а на другой отобразить то, что от вас хотят получить окружающие (семья, друзья и так далее).
  2. Прописать 100 желаний. В данном списке постараться отобразить те желания, которые, по вашему мнению, помогут вам развиваться и качественно прожить жизнь. «Я даю своим ученикам задание «100 желаний». У парней желаний очень мало — около 10. Девочки имеют больше желаний — около 50. Но чаще всего их список не достигает 100. У подростка должны быть желания, он должен понимать — это его цели или не его. По ответам подростков на своих тренингах я чувствую, что это не он хочет стать инженером, это ему навязали родители. Здесь, если подростка это волнует, нужно хорошо покопаться в себе, возможно, посетить психолога», — заметил Панов.

Что делать родителям, если у ребенка нет желания выбирать профессию?

Наш респондент также рассказал, что делать, если ребенок в целом не может ответить на вопрос, кем он хочет стать в будущем.

«По моему опыту, за минуту подростки называют не более 12 профессий, тогда как в мире, по разным оценкам, существует порядка 40-50 тысяч специальностей. Они знают наиболее популярные профессии — такие, как врач, учитель, инженер и так далее. Ко всему прочему, молодой человек из-за слабой информированности о профессии, недостаточности знаний и непонимания того, что из себя представляет профессия, может находиться под значительным влиянием близких, своих друзей и средств массовой информации», — сказал он.

К слову, по словам Панова, очень трудно найти человека, которого ни к чему не тянет и ничего не интересует. Однако, если подросток затрудняется ответить на вопрос, кем он хочет стать, то родителям обязательно стоит подключиться и помочь ему с выбором.

«Ситуация, когда подростка ничего не интересует, нет тяги к чему-либо, маловероятна. Если подросток не может ответить на вопрос, кем он хочет стать, значит, родителям необходимо подключиться и помочь, давая возможность ребенку с раннего детства проявить себя в различных кружках, секциях, школьных олимпиадах и так далее — чтобы проявился интерес. Самому подростку нужно «покопаться» в себе и задуматься, чем бы он хотел заниматься ближайшие пару лет», — заметил специалист.

Liter.kz

C приложением TDKO — читать удобнее! Скачать с AppStore можно здесь.

Поделиться
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print