Календарная дата: Доказывать значимость химии в жизни человека нет необходимости

486

Последний день воскресенья мая в календаре профессиональных праздников значится как День работников химической промышленности. Но, на мой взгляд, этот день начинается со школьного предмета химии. И сегодня моей собеседницей является учитель химии Специализированного лицея для одаренных детей №20 города Талдыкорган Оксана Данилюк.

Оксана Данилюк – уроженка Восточно-Казахстанской области. В 1995 году окончила ВКГУ им. С.Аманжолова и начала свою работу в сфере образования. С детства хотела быть врачом или учителем. Родители настояли на профессии учителя, и она не жалеет об этом. «Работая в школе с детьми, я вкладываю свою частичку в их хорошее будущее. И достижения наших ребят — самый высокий показатель нашей успешности»», — считает Оксана Васильевна.

— Оксана Васильевна, расскажите, пожалуйста, о значимости предмета, который Вы преподаете? Всегда говорят: физико-математическое направление. Неужели физика важнее химии?

— Зачем нужна химия в школе? Этот вопрос можно и нужно сформулировать более широко как вопрос о цели образования вообще и химического образования в частности. И ответ на него далеко не однозначен.

Химия занимает в ряду естественных наук особое, если не центральное место, именно как инструмент развития умственных способностей. Может сложиться так, что человек в своей профессиональной деятельности никогда не столкнется с химическими проблемами, но способность мыслить развивается, в частности, при изучении химии в школе. Так что сугубо утилитарный подход – понадобится или не понадобится — здесь не проходит.

Четкое понимание того, как одни явления с неизбежностью порождают другие, составление плана действий, моделирование ситуаций и поиск оптимальных решений, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий — всему этому можно научиться только на базе естественных наук. Эти знания и умения необходимы всем — от домохозяйки до крупного государственного чиновника.

Знания, как обращаться с веществами, человек получает в школе на уроках химии. Он может забыть формулу серной кислоты, но обращаться с ней всю жизнь будет с осторожностью. Он не закурит на бензоколонке и вовсе не потому, что видел, как горит бензин. Просто в школе на уроке химии ему объяснили, что бензин имеет свойство испаряться, образовывать взрывоопасные смеси с воздухом и гореть. Любая уважающая себя домохозяйка имеет на своей кухне целый список химических веществ и при этом четко знает: как их применять и зачем. К примеру, как приготовить раствор для консервирования заготовок к зиме, какой концентрации взять раствор уксусной кислоты и так далее и тому подобное.

Оканчивая школу, молодой человек должен войти в нее во всеоружии знаний о мире, что включает не только мир людей, но и мир вещей и окружающую природу. Знания о материальном мире дают естественные науки.

А на вопрос важности химии или физики хотелось бы ответить словами французского философа, математика, физика и механика Рене Декарта: «Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих».

Насколько сегодня школьники интересуются химией? Какие методы Вы применяете в своей работе, чтобы этот интерес проявился?

— Увлечь школьника, побудить его заниматься какой-нибудь наукой можно только поразив его воображение. Наше поколение поражали химическими опытами «вулкан» и «фараонова змея». Для поколения Интернета и виртуальной реальности этого явно недостаточно. Необходимы более яркие, современные примеры.

От теории, конечно, никуда не уйти на уроках, но химия интересна тем, что теорию можно доказать практикой. Поэтому один из способов вовлечь ребят в изучение предмета химии — это практический метод и метод проблемного обучения. И достижения учащихся и являются проявлением интереса к предмету химия.

К примеру, в этом 2020-2021 учебном году ученица 6 «б» класса Надия Есенжолова выполнила проект по теме: «Изучение состава современных антисептиков и получение эффективного антисептика для рук в домашних условиях». Работа посвящена исследованию состава современных средств и знакомству с веществами, проявляющими антисептические свойства, что является актуальным в наше время. Данный проект занял 2 место в областном конкурсе научно-исследовательских проектов «Зерде», среди учащихся 5-7 классов.

 В этом же году учащиеся 9 класса Аружан Манат и Диас Батырханов приняли участие в областном конкурсе научно-исследовательских проектов «Дарын» и заняли 2 место, защитив работу: «Изучение окислительно-восстановительных реакций на примере меднения и никелирования». В своей работе ребята попытались ответить на вопрос: можно ли покрыть природный материал, имеющий необычные формы, медью и никелем, и выяснить возможность применения данного метода для изготовления украшений.

Воспитанники моей коллеги Индиры Курмангазиной также порадовали своими результатами: Іңкар Ауганбай заняла в областной предметной олимпиаде 1 место; Елдар Ңүсіп участвовал в Республиканском проекте «Наурыз оқулары», где обсуждались химико-экологические вопросы.

И для своих воспитанников мы с Индирой Курманғазықызы стараемся быть личным примером.  В 2020 году заняли 2 место в республиканском конкурсе «Педстарт». Индира заняла 1 место среди учителей области в олимпиаде по химии для учителей.

— Выбирая химию, какие профессии выбирают дети? Одним словом, где она необходима? Что подразумевается под сочетанием «химическая промышленность»?

— Химия идет предметом по выбору на Едином Национальном тестировании, и ребята, выбирая этот предмет, могут поступить в ВУЗы и ССУЗы для получения медицинского, педагогического, технологического, фармацевтического образования.

Химическая же промышленность – это отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородногоминерального и другого сырья путём его химической переработки. Это производство кислот, полимеров, строительных материалов, удобрений, взрывчатых веществ, металлов и сплавов, пищевых продуктов   и т.п. То есть, это есть все то, с чем

мы сталкиваемся в повседневной жизни каждую минуту: косметические средства, продукты питания, лекарственные препараты, предметы быта и т.д. Поэтому доказывать значимость химии в жизни человека нет необходимости.

— Ваши поздравления по случаю календарной даты.

— День работников химической промышленности, представителей науки, студентов-химиков и их преподавателей отмечается в последнее воскресенье мая. Поэтому поздравляем всех коллег с наступающим профессиональным праздником! Желаем творческих успехов, пусть все ваши планы станут реальными. Помните, что ваша профессия настолько уникальна и полезна, благодаря которой общество получает огромную пользу. Будьте всегда на высоте во всех направлениях и удачи во всех начинаниях!

— Спасибо и с праздником!

C приложением TDKO — читать удобнее! Скачать с AppStore можно здесь.

Поделиться
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print