Современные превентивные меры по вопросам противодействия коррупции

15

Уже прошло более 10 лет, как Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, главными целями которой являются содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней. Конвенция вводит всеобъемлющий пакет стандартов, мероприятий и правил, которые все страны могут применять для укрепления своих правовых норм и режимов государственного регулирования в области борьбы с коррупцией.

Конвенция призывает к принятию мер по предупреждению коррупции и объявляет вне закона преобладающие формы коррупции, как в государственном, так и в частном секторе.

Одним из первых в этом ряду Казахстан в 1998 году принял Закон «О борьбе с коррупцией», который в дальнейшем был усовершенствован, что корреспондируется с Планом нации — 100 конкретных шагов и в конце 2015 года был принят новый правовой документ, регламентирующий антикоррупционную борьбу в Республике Казахстан — Закон «О противодействии коррупции».

В этом Законе впервые определен комплекс современных превентивных мер, среди которых антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков, формирование антикоррупционной культуры, с ежегодным подведением итогов и выработкой конкретных рекомендаций в Национальном докладе.

Принятие нового Закона имело решающее значение в формировании современных форм и методов реализации антикоррупционной политики. Важнейшими нововведениями данного Закона стали направленность на применение превентивных мер противодействия коррупции, формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов, предотвращение и разрешение конфликта интересов и др.

Антикоррупционное законодательство дополнено нормами по конфискации имущества, добытого преступным путем, персональной ответственности руководителей за противодействие коррупции. В нем закреплено такое важное понятие, как «конфликт интересов».

Антикоррупционные меры предусмотрены в ряде законодательных актов, регламентирующих государственные закупки, налогообложение, таможенное дело, лицензирование и другие сферы.

Отдельная статья Закона «О противодействии коррупции» определяет участие общественности в противодействии коррупции, согласно которой физические лица, общественные объединения и иные юридические лица при противодействии коррупции применяют среди других такие меры как сообщать об известных им фактах совершения коррупционных правонарушений; вносить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по вопросам противодействия коррупции.

Важное значение имело принятие нового Закона Республики Казахстан «О государственной службе», который обеспечил условия для внедрения принципов меритократии на государственные службы через механизмы открытого конкурсного отбора, карьерного продвижения на основе компетентности, установления оплаты труда по результатам.

В связи с демократизацией общества, любые несоответствующие Этическому кодексу поступки государственного служащего вызывают негативное восприятие их деятельности, что соответственно влечет за собой в целом недоверие к деятельности государственных органов.

Как призывает Конвенция ООН против коррупции, ведущая роль должна отводиться комплексным мерам превентивного характера, способным коренным образом сократить уровень коррупции, искоренить причины и условия, ее порождающие в разных сферах жизни государства и общества. То есть акцент должен быть сделан на устранение предпосылок коррупции, а не только на борьбу с ее последствиями.

У нас в обществе постоянно проявляется негативное отношение к институтам государственной власти в связи с не прекращающимися фактами коррупционных правонарушений. На постоянной основе выявляются коррупционные деяния как со стороны государственных служащих и лиц, приравненных к ним, так и гражданских служащих

Это, наверное, значит, что у нас недостаточно развито правовое поле, недостаточно принимаются превентивные меры и есть определенные пробелы в действующем антикоррупционном законодательстве.

В 2021 году в нашей стране вводится всеобщее декларирование, на 1 этапе которого сдают декларацию об активах и обязательствах лица, занимающие ответственную государственную должность и их супруги, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и их супруги, а также лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций и их супруги, это например депутат маслихата, работник маслихата, служащие Национального банка РК. Кроме того декларацию сдают лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в РК» (например кандидаты в депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК) и законами РК «О противодействии коррупции» (например кандидаты в акимы городов районного значения), «О банках и банковской деятельности в РК» (лица, желающие приобрести статус крупного участника банка), «О страховой деятельности» (лица, желающие приобрести статус крупного участника страховой организации), «О рынке ценных бумаг». Данная мера также предусмотрена в Плане нации по реализации пяти институциональных реформ Главы государства (42 шаг).

Несмотря на то, что международная правовая экспертиза отмечает о высоком уровне антикоррупционной политики в стране, нормативная правовая база в сфере борьбы с коррупцией продолжается усовершенствоваться с учетом существующих международных стандартов.

Зибагуль Утина, руководитель отдела физико-химических исследований и материаловедческой экспертизы ЦТЛ КГД МФ РК

C приложением TDKO — читать удобнее! Скачать с AppStore можно здесь.

Поделиться
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print