Как премьер-министр Токаев вытаскивал экономику из кризиса

210

Касым-Жомарт Токаев, будучи премьер-министром, сыграл важную роль в укреплении казахстанской государственности. В 1999-2002 годы он выполнил поручение президента Назарбаева.

Здесь можно начать со следующего вопроса — что же представляла собой экономика нашей страны в момент вступления Токаева в должность главы Кабмина?

Сказать, что это был очень сложный период развития экономики, значит, не сказать вообще ничего.

В наследство от СССР Казахстану досталась разбалансированная экономика, построенная по принципу сырьевого придатка плановой экономической системы. К концу 1990-х годов страна проводила комплекс болезненных реформ, которые были призваны перестроить структуру экономики. Это спровоцировало и резкое снижение объема ВВП, и гиперинфляцию, и все возможные негативные последствия спада.

Казахстан в конце 1990-х годов оказался под критически жестким давлением — тогда казалось, что понадобятся многие годы для перехода на новый уровень развития.

Однако Токаев оказался весьма деловым реформатором — ему было 46 лет, когда он возглавил четвертый состав правительства. И Назарбаев тогда рассчитал все очень верно. Ведь считается, что это самый продуктивный возраст — когда политик еще полон сил и энергии, он готов к переменам и при этом его политический опыт уже позволяет принимать выверенные решения.

Это был очень сложный политический и жизненный экзамен Токаева на роль управленца высшего звена в правительстве. И нужно отметить, что результаты токаевского периода работы говорят о реальном успехе. Это демонстрируют и макроэкономические индикаторы того времени. В 1999 году темп роста ВВП Казахстана составлял 2,7%. А с 2000 года экономика стала демонстрировать энергичный прирост — начав с 9,8%, в 2001 году — 13,5%, и в 2002 году 9,8%. Такая динамика сохранялась до 2008 года и это десятилетие заложило крепкую базу развития.

В 1999 году инфляция составила 17,8% — благодаря действиям правительства — к 2002 году ее удалось снизить до 6,6%. В те годы также удалось обуздать рост безработицы в стране: в 1999 году она составляла 13,5% и с 2001 года (10,4%) — началось ее плавное снижение.

В целом, по данным важным макроэкономическим параметрам видно, что со своим опытом и навыками Токаев выступил эффективным кризис-менеджером и сумел не только остановить спад, но и уверенно вывести экономику в плюс.

Вообще перед Токаевым и его кабинетом министров тогда встал целый комплекс задач. Реализуя поручения президента Назарбаева, правительство во главе с Токаевым приступило к претворению в жизнь двух амбициозных стратегических проектов, ранее нe имевших прецедента на всем пространстве бывшего СССР.

Первым был перенос столицы из Алматы и строительство совершенно нового современного города. Вторым было переформатирование системы государственного планирования и подчинение его единой цели на несколько десятилетий вперед. Если не брать во внимание масштабность каждого из проектов, то сложность в их
осуществлении добавляло и отсутствие в стране соответствующего опыта.

И Токаев справился с вызовами. Ведь на кону стояла его карьера, его личные устремления, доверие co стороны президента и народа молодого государства. Здесь, думается, оказали большое влияние такие факторы как работа Токаева в 1980-е годы в огромном модернизировавшемся Китае, который перенастроил свою экономику на рыночные принципы. Тем самым, масштабность поставленных задач не пугала Токаева, а лишь расширяла горизонты активности.

Важным был и сильный интеллектуальный бэкграунд премьера, который имел солидные образование и знания, а также был научен быстро потреблять и обрабатывать новую информацию на нескольких языках.

Таким образом, Токаев мог быстро осваивать новые идеи и переводить их в формат реальных прикладных действий. Это именно те качества, как полагал тогда Назарбаев, которые и были очень нужны в быстро растущем молодом государстве.

Вообще тот яркий период можно долго описывать в терминах «первый», «исторический», «новый», «прорывной». Ведь именно такими были многие инициативы и меры, которые принимало правительство.

В Казахстане начала формироваться рыночная экономика. К 2002 году доля малого и среднего бизнеса в экономике превысила 18%, а всего в республике было зарегистрировано около 400 тыс предприятий МСБ, в которых были заняты более 1,6 млн казахстанцев. Таким образом, экономические реформы, начатые еще на заре независимости, стали приносить свои плоды.

В целом, на период премьерства Токаева выпало первое десятилетие суверенного развития Казахстана. Те годы Назарбаев называл как «10 лет, равные столетию». Все было новым, все было важным. И нужно отметить, что многие инновации того периода действуют и по сей день. Таким образом, можно сделать и следующие умозаключения.

Если смотреть на статистику и различные индикаторы, то можно заметить, что именно с периода 1999-2002 годов произошел переломный момент в развитии Казахстана. Страна тогда сделала очень заметный и мощный скачок по многим направлениям, сумев преодолеть многие ограничения начального периода. Энергичный заряд того периода еще долгое время питал динамику роста республики.

Кроме того, именно в тот период были заложены прочные основы в развитии многих отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, облик которых мы видим в настоящее время. В те несколько ключевых лет шло создание нового Казахстана, с новой столицей и принципами устройства государственности.

Поэтому можно утвердительно говорить, что Токаев стоял у истоков формирования и реализации «модели Назарбаева».

И в целом, то время запомнилось, главным образом, решительным изменением логики развития Казахстана – от построения контуров государственной системы в фарватере постсоветской эпохи к кардинально новым, самостоятельно обозначенным долгосрочным горизонтам. И весь этот колоссальный опыт и позволил Токаеву уверенно стать во главе Казахстана на его новом историческом рубеже.

Источник: NewTimes.kz

C приложением TDKO — читать удобнее! Скачать с AppStore можно здесь.

Поделиться
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print