Назарбаев Интеллектуальные школы — методическая площадка для обновления содержания образования

214

В этом году «Назарбаев Интеллектуальные школы» отмечают свой первый 10-летний юбилей. Проект по их созданию был запущен в 2008 году, и инициатива полностью принадлежала Президенту страны Нурсултану Назарбаеву. По словам Лидера нации, вызвано это было необходимостью времени и эпохи — ускоренное социально-экономическое развитие Казахстана в начале 21 века породило острую необходимость в профессионалах с высоким уровнем технических, управленческих и лидерских компетенций. А подготовить их могла система образования абсолютно нового формата.

На сегодняшний день в Казахстане работают 21 «Назарбаев Интеллектуальная школа». Одной из них является «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Талдыкорган», которая распахнула свои двери 1 сентября 2010 года. За небольшой отрезок времени в копилке учебного заведения появилось немало достижений и побед. Об этом и другом сегодня в нашем интервью с директором Назарбаев Интеллектуальной школы города Талдыкорган Сауле УМЕРБЕКОВОЙ.

— Сауле Рахимовна, наверное, нет ни одного Послания Президента страны народу Казахстана, в котором не упоминалась бы роль Назарбаев Интеллектуальных школ в нашей системе образования. С чем это связано?

— В настоящее время в Республике Казахстан действует 21 школа, которая входит в систему Назарбаев Интеллектуальных школ. В Посланиях Глава государства не раз говорит о том, что НИШ являются методической площадкой для обновления и реформирования содержания образования страны. В условиях быстро меняющегося мира мы говорим о том, что у подрастающего поколения необходимо развивать навыки широкого спектра: когнитивную  гибкость, креативность, непрерывное обучение, решение задач на стыке наук,  глобальную осведомленность, эмоциональный и социальный интеллекты, — те  компетенции, которые помогут учащемуся адаптироваться и жить в современном мире. Формирование метанавыков помогают нашим детям синтезировать и анализировать рассматриваемый материал, оценивать сложившуюся ситуацию, находить пути ее решения.

Большое внимание в школе отводится развитию и совершенствованию  коммуникативных навыков через изучение предметов на государственном языке, такие предметы, как «География», «История Казахстана» в независимости от языка обучения ведутся только на государственном языке, «Всемирная история» изучается на русском языке. Английский — это язык науки, так как большая часть научной и другой необходимой информации, которая имеется в печатных изданиях и социальных сетях, представлена в основном на английском языке. Поэтому в старших классах нашей школы естественные предметы: «Химия», «Биология», «Информатика», «Физика» — преподаются на английском языке.

Полученные знания в будущем помогают школьникам стать учеными, предпринимателями, политиками, строящими межличностные взаимоотношения в мировом пространстве, тем самым, развивая науку и экономику нашей страны. Эти идеи легли в основу системы преподавания и обучения в НИШ.

На сегодняшний день, являясь методическим центром по трансляции опыта, мы активно сотрудничаем с общеобразовательными учреждениями  Алматинской области, 38-ью опорными   школами, с которыми проводится  еженедельная работа по нескольким направлениям: менеджмент, лидерство и управление школой, инновационные методы  преподавания, критериальная система оценивания, воспитательная работа. Используя каскадный метод, основная задача таких школ – передать коллегам те знания, которым они обучились у нас.

— В своем последнем Послании от 5 октября 2018 года Глава государства говорит, что «система и методики обучения Назарбаев Интеллектуальных школ должны стать единым стандартом для государственных школ». По Вашему мнению, готовы ли общеобразовательные школы перейти на эту систему обучения?

— Мы часто говорим о материальной готовности школ к обновленному содержанию. Но мне бы хотелось остановиться на готовности учителя принять новую систему обучения. Хочется сделать акцент на системе оценивания, на которую сейчас переходят общеобразовательные школы. Это система критериального оценивания, когда ученик получает оценку не за передачу определенного объема информации, а за комплекс знаний, которые он изучил по новой теме. Например, около 10 лет назад ученику достаточно было прочитать параграф и пересказать его, получив при этом хорошую оценку. На сегодняшний день этого недостаточно. У ученика должен сложиться целый комплекс представлений об этой теме. И только тогда он может в итоге получить положительную оценку. То есть по новой системе оценивания мы оцениваем не подготовку к конкретному уроку, а имеет ли ученик представление в целом по теме. Ментально это очень сложно принять, но необходимо. Сегодня важно развивать умение генерировать идеи как капитал, который не подвергнется инфляции, будет в цене в любое время, особенно в эпоху высокой турбулентности во всех сферах жизни. При этом развивается критическое мышление.

Министерство образования и науки прикладывает максимум усилий для реализации постепенного перехода школ страны на обновленную систему   образования. Любая реформа, которая бы она ни была, проходит нелегко, шероховато. Но получаемый результат говорит о том, что этот процесс развития стоит того. При этом главным проводником знаний, культуры, ценностей был и остается учитель, от его профессионализма, неустанного поиска своего стиля преподавания зависит и будущее нашей страны.

Поэтому большая задача стоит перед педагогической общественностью в целом. Учитель сегодня должен понимать, что он не может жить с тем объемом знаний, которые получил когда-то, учась в университете. Основным его принципом жизни должно стать обучение в течение всей жизни. Реализация этой нелегкой задачи поможет учителю быть востребованным.

— Как известно, в октябре месяце прошла X Международная научно-практическая конференция «Школа нового поколения», в которой приняли участие представители многих зарубежных стран. Скажите, а как мировое сообщество оценивает систему обучения Назарбаев Интеллектуальных школ?

— X Международная научно-практическая конференция была посвящена 10-летию Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Для нас это — юбилейная дата. В работе конференции приняло участие более 2000 ученых, экспертов, учителей, топ-менеджеров, работающих в сфере образования из 20 стран мира.

В чем полезность конференций для нас, учителей? Это большая возможность обменяться мнениями, опытом между собой, услышать о педагогических новшествах, происходящих в стране и мире с целью совершенствования школьной системы и улучшения педагогической практики.

Для нас большим достижением и признанием является то, что сертификат Назарбаев Интеллектуальных школ принимается для поступления на бакалавриат Кембриджского университета, имеющего строгие критерии отбора студентов. Сертификат Интеллектуальных школ дает шанс поступить в один из престижных университетов мира, что приравнивается к прохождению признанных образовательных программ – Cambridge A Levels, международного бакалавриата IB и AdvancedPlacement.

Ранее авторитетная английская организация – Национальный информационный центр признания свидетельств об образовании Великобритании UK NARIC (NationalRecognitionInformationCentre) признал программу Интеллектуальных школ соответствующей уровню GeneralCertificateofEducation A-Level (GCE A-Level). Данная программа признается всеми топовыми университетами мира. Выпускники программы имеют возможность поступать в высшие учебные заведения без дополнительных вступительных экзаменов и прохождения курса предуниверситетской подготовки Foundation.

В мае 2018 года сертификат Интеллектуальных школ получил еще одно международное признание – из Федеративной Республики Германия.

На сегодняшний день сертификат Интеллектуальных школ признан самыми востребованными отечественными вузами. Назарбаев Университет принимает выпускников Назарбаев Интеллектуальных школ на программы бакалавриата, минуя программу предуниверситетской подготовки Foundation. Выпускники также имеют возможность поступления на второй курс некоторых ведущих казахстанских вузов. Все это, бесспорно, является высокой оценкой системы обучения в Назарбаев Интеллектуальной школе.

— Сауле Рахимовна, я понимаю, что невозможно перечислить все победы ваших учащихся, которые они достигли в масштабе республики и на мировой арене. Все же, о каких достижениях школы и учеников Вы можете рассказать?

— На сегодняшний день в нашей школе получают знания 804 учащихся. Дети обучаются с первого по двенадцатый классы. В этом и заключается уникальность нашей школы и школы города Кокшетау: мы прошли апробацию по обновленной системе образования с 1 по 8 классы. Начиная с 7 класса, дети проходят обучение по образовательному гранту «Оркен». Конкурс при поступлении – 12 человек на одно место.

Визитной карточкой нашей школы являются наш школьный хор, танцевальный ансамбль, домбровой оркестр. Наши дети активно сотрудничают с детским домом «Айналайын», с Приютом для животных. И здесь важно отметить, что одной из составляющей нашей школы являются социальные проекты, в которых они принимают активное участие. Одним словом, наши дети — самые способные и трудолюбивые. Они имеют активную жизненную позицию,  занимаются научными открытиями, заботятся о своем здоровье, знают жизнь и проблемы своего региона. Патриотизм, приверженность к общечеловеческим ценностям прививаются нами на каждом уроке, которые потом в целом дают гармонически развитую личность.

Наши основные достижения – это многочисленные победы в международных олимпиадах по математике, химии, физике, информатике.

Яркими примерами являются Назгуль Сакенова, Азамат Жаксылыков, Антон Моргунов. Назгуль — выпускница нашей школы и Назарбаев Университета. На данный момент обучается в Университете Париж-Саклэ. Она сразу перешла на второй год магистратуры. Занимается в области биоинформатики и здоровья. Азамат — обладатель гранта на обучение и стипендию Висконсинского университета в Мадисоне. Параллельно с учебой и научными исследованиями Азамат преподает в университете – такую возможность предоставил вуз для молодого казахстанского ученого. Антон Моргунов, которого впервые в истории нашей страны пригласили на учебу пять топовых американских университетов, выбрал Массачусетский технологический институт и сегодня обучается там.

Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Талдыкорган получила свидетельство об аккредитации Совета международных школ (CIS) — это признанная организация, включающая в себя 697 школ и 508 университетов, колледжей по всему миру. Тем самым, наша школа подтвердила свое соответствие международным стандартам организации школьной жизни и учебного процесса.

— Знаменательно, что недавно мы отметили День Первого Президента Республики Казахстан и находимся в преддверии Дня Независимости нашей страны. Это — значимые праздники для нашего народа. Ваши пожелания и поздравления.

— Глава нашего государства и Правительство берут на себя ответственность в реформировании системы образования, которая является важной для будущего нашей страны. Работая в Назарбаев Интеллектуальной школе, я надеюсь на то, что мы сможем передать ту атмосферу, которая создана в стенах НИШ —  атмосфера развития и совершенствования, поиска нового и нестандартного. Мы помогаем и оказываем поддержку молодому поколению людей, которые в будущем станут учеными, управленцами, руководителями. Хочу поздравить талдыкорганцев и жителей Алматинской области с этими знаменательными праздниками и пожелать всем мира, благополучия, счастья и добра!

— Спасибо!

 

C приложением TDKO — читать удобнее! Скачать с AppStore можно здесь.

Поделиться
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print