Тлеш Намазбеков: Домбыра — казахский национальный бренд

0
117

Около двух месяцев назад в областном центре городе Талдыкорган открылся магазин под названием «АРТаukel», в котором люди творчества и искусства, а также просто любители могут приобрести картины известных художников области, изделия из керамики и войлока местных мастеров и другие товары для украшения своего дома или офиса. Но главным товаром здесь является домбра, к которой ну просто не подходит слово «товар». Это — произведение искусства и плод кропотливой работы Тлеша Намазбекова, широко известного в своих кругах как мастера по изготовлению домбры и других казахских национальных инструментов.

Встретившись с Тлешом Рымжанулы, интересным и доброжелательным собеседником, мы узнали, что приехал он в город Талдыкорган в 1989 году после окончания Казахского педагогического института имени Абая по специальности «изобразительное искусство и графика». Здесь он устроился в среднюю школу №18 учителем рисования, черчения и труда. С развалом Советского Союза и началом тяжелых времен, когда не стало достаточного заработка, хороший знакомый Тлеша Онгар Бабашев открыл кооператив «Махамбет» по изготовлению музыкальных инструментов и пригласил его к себе на работу. И здесь, вместе с друзьями Нурали Адамкуловым и Аманом Садуакасовым, он начал делать домбру. Это был 1992 год. В том же году друзья приняли участие во Всемирном курултае, в рамках которого проходил конкурс мастеров изготовителей домбры. Позже участвовали и в курултае 1994, 1996 годов.

«Мы не заняли призовые места, вернулись лауреатами, — говорит Тлеш ага. — Но здесь мы познакомились с именитыми мастерами и переняли их опыт в народном ремесле. Сегодня Аман живет в городе Караганде, он очень опытный мастер. Нурали работает в ЖГУ имени И.Жансугурова на художественном факультете».

В 1993 году Тлеш Намазбеков устроился на работу в профессионально-технический лицей №19, где из молодых ребят готовили мастеров по изготовлению домбры. Работал он в этом заведении до 2001 года, а после ушел и открыл свое собственное, юридически оформленное, дело. С тех пор и существует его мастерская, где хорошими помощниками стали сыновья. Они готовят все необходимые детали музыкального инструмента, а отец производит общую сборку и ставит необходимый звук. И вот около двух месяцев назад творческая семья (супруга Тлеша Намазбекова – выпускница того же вуза и работает по специальности, младшая дочь, ученица 6 класса, — юная художница) открыла свой магазин «АРТауекел», о котором мы уже говорили выше. Кроме занятия семейным бизнесом Тлеш Рымжанулы преподает урок творчества в Назарбаев Интеллектуальной школе города Талдыкорган.

По словам мастера, спрос на изготовление домбры с каждым годом растет.

«В 90-х годах я обвешивал себя музыкальным инструментом и выходил на базар торговать. Тогда меня никто не знал. Сегодня меня уже бывает и ищут, потому что людям нужен хороший и качественный инструмент. За все эти годы я изготовил более 1200 инструментов, которые сегодня находятся не только в нашем регионе и Казахстане, но и за его пределами: на Сахалине, в Турции, Германии, Америке и других странах. И в нашем магазине есть проходимость, спрос растет», — говорит он.

Стоимость одной домбры в магазине – 20, 40, 60 тысяч тенге. Комплект из трех инструментов можно приобрести за 90 тысяч тенге. Есть инструменты стоимостью и 1-1,5 тысячи долларов США — это целые композиции, где домбра устанавливается на оригинально оформленную подставку. Одним словом, на любой вкус и возможность потребителя.

«Недавно я принимал участие в программе «Болмыс» телеканала «Жетысу», и там прозвучала критика, что мои музыкальные инструменты стоят дорого. Но, почему-то никто не задумывается о цене, приобретая сотовый телефон своему ребенку. А стоит он не дешево и служит от силы 2-3 года. Тогда как домбра – это вечный инструмент, если умело и бережно обращаться с ним. К слову сказать, из всех изготовленных мною инструментов обратно на ремонт вернулись только 5-6, и то потому, что сломались. А все остальные все еще используются своими хозяевами, — высказался по поводу цены Тлеш ага. – В целом, у нас нет одной конкретно установленной цены на этот вид инструмента. Можно всегда договориться. И я с пониманием отношусь ко всем покупателям и желающим приобрести домбру, смотрю на их семейное положение и материальные возможности. Так что может обращаться любой человек».

А есть ли сырье и материалы для изготовления домбры, насколько их сложно приобрести? Сколько времени уходит на один инструмент?

«Каждый делает домбру, опираясь на природные условия своего края и собственное материальное благосостояние, — отвечает Тлеш Намазбеков. — Кто-то, если позволяют средства, приобретает дерево в Африке или Малайзии. Для изготовления домбры необходимо твердое и мягкое дерево. К мягкому дереву относятся хвойные породы: ель, пихта, кедр, сосна без смолы. Твердые деревья – это карагач, клен, дуб, все плодовые деревья. К счастью, у нас в Талдыкоргане растут все виды этих деревьев. У нас богатый край, и проблем нет. А вот допустим в Кызылорде, Мангистау и других местностях деревьев нет, и им приходится приобретать его в других краях или странах. А вот со струнами сложнее. Приобретаются они в России или Китае, где занимаются производством лески для рыбалки. Подходят также нейлоновые струны гитары, сам проверял. Все детали для изготовления домбры у нас всегда готовы и находятся в необходимом количестве. Поэтому домбру можно собрать за 1-2 дня, если нужно срочно, а можно не спеша за 15 дней, если он необходим профессиональному исполнителю или артисту. Но и в том, и в другом случае она должна быть сделана с любовью, и не должна вернуться обратно на доработку или ремонт – это мое основное кредо».

В ходе беседы мы поговорили и о главном поводе нашей встречи –Национальном дне домбры, который в этом году впервые отмечается 1 июля благодаря указу Президента страны Нурсултана Назарбаева.

«Весь казахский народ радуется этому событию, потому что домбра – наш национальный инструмент, наш бренд. С момента становления казахов как народа вместе с ним живет и передается из поколения в поколение домбра – исконно древний национальный инструмент. В любые времена поэты песенники свою радость и свою печаль передавали посредством домбры. Много легенд сложено про нее. И сегодня ни один той, ни один праздник у казахов не проходит без домбры, потому что народ очень близок к песенному творчеству, к исполнениям кюев. Осталось пара дней до знаменательного дня. По этому случаю большое мероприятие пройдет в Астане. Состоятся они и других городах Казахстана. И я очень этому рад. Хочу, чтобы в каждом доме на самом почетном месте находилась домбра», — резюмировал Тлеш Рымжанулы.

Ну а в плане у мастера – расширение ассортимента товаров в своем магазине и продолжение дела, ставшим делом всей его жизни и семьи. Есть у мастера и ученики, есть и такие, кто, научившись ремеслу, просто уходит в собственное плавание. Но секреты мастерства, свои собственные, Тлеш ага передает очень редко, и только тому, кто этого поистине достоин.

В завершение хотелось бы отметить, что Тлеш Рымжанулы принимает участие во всех выставках, организуемых в регионе и стране, к примеру, ЭКСПО-2017, широко пропагандирует национальное достояние и культуру, а вот звания никакого не имеет. Почему бы и таким людям не присваивать звание «Заслуженный деятель культуры»?

Фото Айдына Нуршанова

Поделиться
Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKPrint this page

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here