Тлеш Намазбеков: Домбыра — казахский национальный бренд

299

Около двух месяцев назад в областном центре городе Талдыкорган открылся магазин под названием «АРТаukel», в котором люди творчества и искусства, а также просто любители могут приобрести картины известных художников области, изделия из керамики и войлока местных мастеров и другие товары для украшения своего дома или офиса. Но главным товаром здесь является домбра, к которой ну просто не подходит слово «товар». Это — произведение искусства и плод кропотливой работы Тлеша Намазбекова, широко известного в своих кругах как мастера по изготовлению домбры и других казахских национальных инструментов.

Встретившись с Тлешом Рымжанулы, интересным и доброжелательным собеседником, мы узнали, что приехал он в город Талдыкорган в 1989 году после окончания Казахского педагогического института имени Абая по специальности «изобразительное искусство и графика». Здесь он устроился в среднюю школу №18 учителем рисования, черчения и труда. С развалом Советского Союза и началом тяжелых времен, когда не стало достаточного заработка, хороший знакомый Тлеша Онгар Бабашев открыл кооператив «Махамбет» по изготовлению музыкальных инструментов и пригласил его к себе на работу. И здесь, вместе с друзьями Нурали Адамкуловым и Аманом Садуакасовым, он начал делать домбру. Это был 1992 год. В том же году друзья приняли участие во Всемирном курултае, в рамках которого проходил конкурс мастеров изготовителей домбры. Позже участвовали и в курултае 1994, 1996 годов.

«Мы не заняли призовые места, вернулись лауреатами, — говорит Тлеш ага. — Но здесь мы познакомились с именитыми мастерами и переняли их опыт в народном ремесле. Сегодня Аман живет в городе Караганде, он очень опытный мастер. Нурали работает в ЖГУ имени И.Жансугурова на художественном факультете».

В 1993 году Тлеш Намазбеков устроился на работу в профессионально-технический лицей №19, где из молодых ребят готовили мастеров по изготовлению домбры. Работал он в этом заведении до 2001 года, а после ушел и открыл свое собственное, юридически оформленное, дело. С тех пор и существует его мастерская, где хорошими помощниками стали сыновья. Они готовят все необходимые детали музыкального инструмента, а отец производит общую сборку и ставит необходимый звук. И вот около двух месяцев назад творческая семья (супруга Тлеша Намазбекова – выпускница того же вуза и работает по специальности, младшая дочь, ученица 6 класса, — юная художница) открыла свой магазин «АРТауекел», о котором мы уже говорили выше. Кроме занятия семейным бизнесом Тлеш Рымжанулы преподает урок творчества в Назарбаев Интеллектуальной школе города Талдыкорган.

По словам мастера, спрос на изготовление домбры с каждым годом растет.

«В 90-х годах я обвешивал себя музыкальным инструментом и выходил на базар торговать. Тогда меня никто не знал. Сегодня меня уже бывает и ищут, потому что людям нужен хороший и качественный инструмент. За все эти годы я изготовил более 1200 инструментов, которые сегодня находятся не только в нашем регионе и Казахстане, но и за его пределами: на Сахалине, в Турции, Германии, Америке и других странах. И в нашем магазине есть проходимость, спрос растет», — говорит он.

Стоимость одной домбры в магазине – 20, 40, 60 тысяч тенге. Комплект из трех инструментов можно приобрести за 90 тысяч тенге. Есть инструменты стоимостью и 1-1,5 тысячи долларов США — это целые композиции, где домбра устанавливается на оригинально оформленную подставку. Одним словом, на любой вкус и возможность потребителя.

«Недавно я принимал участие в программе «Болмыс» телеканала «Жетысу», и там прозвучала критика, что мои музыкальные инструменты стоят дорого. Но, почему-то никто не задумывается о цене, приобретая сотовый телефон своему ребенку. А стоит он не дешево и служит от силы 2-3 года. Тогда как домбра – это вечный инструмент, если умело и бережно обращаться с ним. К слову сказать, из всех изготовленных мною инструментов обратно на ремонт вернулись только 5-6, и то потому, что сломались. А все остальные все еще используются своими хозяевами, — высказался по поводу цены Тлеш ага. – В целом, у нас нет одной конкретно установленной цены на этот вид инструмента. Можно всегда договориться. И я с пониманием отношусь ко всем покупателям и желающим приобрести домбру, смотрю на их семейное положение и материальные возможности. Так что может обращаться любой человек».

А есть ли сырье и материалы для изготовления домбры, насколько их сложно приобрести? Сколько времени уходит на один инструмент?

«Каждый делает домбру, опираясь на природные условия своего края и собственное материальное благосостояние, — отвечает Тлеш Намазбеков. — Кто-то, если позволяют средства, приобретает дерево в Африке или Малайзии. Для изготовления домбры необходимо твердое и мягкое дерево. К мягкому дереву относятся хвойные породы: ель, пихта, кедр, сосна без смолы. Твердые деревья – это карагач, клен, дуб, все плодовые деревья. К счастью, у нас в Талдыкоргане растут все виды этих деревьев. У нас богатый край, и проблем нет. А вот допустим в Кызылорде, Мангистау и других местностях деревьев нет, и им приходится приобретать его в других краях или странах. А вот со струнами сложнее. Приобретаются они в России или Китае, где занимаются производством лески для рыбалки. Подходят также нейлоновые струны гитары, сам проверял. Все детали для изготовления домбры у нас всегда готовы и находятся в необходимом количестве. Поэтому домбру можно собрать за 1-2 дня, если нужно срочно, а можно не спеша за 15 дней, если он необходим профессиональному исполнителю или артисту. Но и в том, и в другом случае она должна быть сделана с любовью, и не должна вернуться обратно на доработку или ремонт – это мое основное кредо».

В ходе беседы мы поговорили и о главном поводе нашей встречи –Национальном дне домбры, который в этом году впервые отмечается 1 июля благодаря указу Президента страны Нурсултана Назарбаева.

«Весь казахский народ радуется этому событию, потому что домбра – наш национальный инструмент, наш бренд. С момента становления казахов как народа вместе с ним живет и передается из поколения в поколение домбра – исконно древний национальный инструмент. В любые времена поэты песенники свою радость и свою печаль передавали посредством домбры. Много легенд сложено про нее. И сегодня ни один той, ни один праздник у казахов не проходит без домбры, потому что народ очень близок к песенному творчеству, к исполнениям кюев. Осталось пара дней до знаменательного дня. По этому случаю большое мероприятие пройдет в Астане. Состоятся они и других городах Казахстана. И я очень этому рад. Хочу, чтобы в каждом доме на самом почетном месте находилась домбра», — резюмировал Тлеш Рымжанулы.

Ну а в плане у мастера – расширение ассортимента товаров в своем магазине и продолжение дела, ставшим делом всей его жизни и семьи. Есть у мастера и ученики, есть и такие, кто, научившись ремеслу, просто уходит в собственное плавание. Но секреты мастерства, свои собственные, Тлеш ага передает очень редко, и только тому, кто этого поистине достоин.

В завершение хотелось бы отметить, что Тлеш Рымжанулы принимает участие во всех выставках, организуемых в регионе и стране, к примеру, ЭКСПО-2017, широко пропагандирует национальное достояние и культуру, а вот звания никакого не имеет. Почему бы и таким людям не присваивать звание «Заслуженный деятель культуры»?

Фото Айдына Нуршанова

Поделиться
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print