Законопроект о запрете на ношение одежды, закрывающей лицо, в первом чтении одобрил мажилис

332

В Казахстане официально запретят носить одежду, из-за которой невозможно распознать лицо человека. Соответствующий законопроект в первом чтении в среду одобрил мажилис на пленарном заседании. Кроме того, поправки направлены на защиту несовершеннолетних от незаконного вовлечения в религиозную деятельность, а также вводят запрет на заключение браков вне культовых зданий.

Нормы законопроекта разработчики условно разделили на три блока. В первый блок входят поправки, призванные не допускать использования религии в деструктивных целях. В частности, вводятся новые понятия: «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм».

«Введение этих понятий, а также запрета на распространение идеологии деструктивных религиозных течений, их атрибутов и внешних признаков даст возможность противодействовать проникновению в общество чуждым нашей стране идеологиям», — пояснил в ходе заседания министр по делам религии и гражданского общества Дархан Калетаев.

Также проектом предусмотрен запрет на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений – это необходимо для безопасности граждан, пояснили разработчики.

Одними из ключевых поправок является повышение защиты несовершеннолетних от незаконного вовлечения в религиозную деятельность.

«Предлагается нормативно закрепить, чтобы детей и подростков не привлекали к обрядам и церемониям без согласия их родителей или законных представителей», — подчеркнул Калетаев.

Также будут упорядочены процессы получения религиозного образования за рубежом. Так, в проект включены нормы, которые допускают получение духовного образования за рубежом только для тех граждан, кто уже получил высшее духовное образование в стране. Исключение будут составлять только те случаи, когда обучение проводится по международному договору, или же если религиозное объединение не имеет организаций образования в Казахстане.

Другая поправка – недопущение совершения религиозных обрядов и церемоний по заключению или прекращению брака (супружества) вне культовых зданий.

«В случае, когда одно из лиц, желающих вступить в брак (супружество) по религиозным обрядам и церемониям, не может явиться в культовое здание (сооружение), заключение брака (супружества) по религиозным обрядам и церемониям производится на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак (супружество), представителями зарегистрированных религиозных объединений», — уточнил Калетаев.

Еще один блок поправок содержит положения по конкретизации прав и обязанностей субъектов религиозной деятельности. Здесь предлагается ввести три ограничения и регламентировать поведение государственных служащих. Правда, отметил министр, все это уже предусмотрено в кодексе этики государственных служащих, а именно — не использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений; не принуждать подчиненных к религиозной деятельности и не выступать инициатором или членом религиозного объединения.

«Предлагаемые нормы не задевают базовых прав данной категории граждан в области религии, то есть, например, совершение или участие в религиозных мероприятиях и ритуалах в нерабочее время», — заверил Калетаев.

Вместе с тем одной из частей нормы ограничительного характера разработчик предлагает охватить и работников организаций, финансируемых из госбюджета и средств бюджета Национального банка.

Для осуществления проверки и контроля на соответствие законодательству деятельности религиозных объединений, документом предлагается наделить министерство и местные исполнительные органы соответствующей компетенцией и определить порядок осуществления проверки. Также вводятся функции местных исполнительных органов по мониторингу религиозной ситуации. Как пояснил глава Минрегилий, на сегодняшний день управления по делам религий акиматов областей и городов Астаны и Алматы имеют право изучать религиозную ситуацию, а также деятельность религиозных объединений, миссионеров, духовных организаций образования, действующих в регионе. Однако на районном уровне такое полномочие отсутствует, тогда как, именно районные акиматы занимаются вопросами в сфере религии, в том числе, проводят анализ религиозной ситуации в регионе, составляют протокола об административных правонарушениях.

«В связи с этим, предлагается закрепить данную компетенцию за акиматами районов на законодательном уровне», — добавил Калетаев.

Согласно законопроекту, комитет уголовно-исполнительной системы наделяется компетенцией по утверждению правил по организации работы, связанной с реабилитацией осужденных. Вместе с тем, предлагается расширить функции МВД по профилактике преступлений, связанные с религиозной деятельностью.

Третий блок включает поправки, призванные сделать проще и понятнее работу религиозных объединений. В частности, предусмотрено упрощение требований для регистрации региональных религиозных объединений, а в кодекс об административных правонарушениях, в статью 490 об ответственности в сфере религиозной деятельности вносится поправка, что на первый раз выносится «предупреждение».

Тамара Вааль, Vласть

Поделиться
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print